Яндекс.Метрика

Изготовление рекламы

Растровые и векторные форматы принципиальные различия

СТАТЬЯ В СТАДИИ НАПИСАНИЯ, но читать уже можно )

Надоело каждый раз рассказывать одно и то же, решил облегчить себе жизнь, теперь буду просто ссылку кидать, читайте, делайте выводы )

Векторный и растровый форматы отличаются принципиально по методу построения изображения. Векторный формат более универсален. Векторный формат легко переводится в растровый (обратный процесс гораздо сложнее), практически бесконечно масштабируется. Векторный формат нужен для фрезеровки, лазерной резки, плоттерной резки, подходит для печати. Но получить фотографическое качество можно только в растровом формате.

Растровый формат: Изображение "рисуется" точками. Для каждой точки есть координаты на плоскости и номер цвета. Например: шестая точка слева, восьмая снизу должна быть окрашена в красный цвет. Седьмая в синий и т.д. Поскольку компьютер "понимает" только цифры, все цвета кодируются цифрами. Например: 1-черный, 2-красный, 8 фиолетовый и т.д. 

Для растрового изображения важны такие характеристики как:

-Цветовая кодировка. То есть под цвет точки можно выделить разное количество памяти компьютера. Соответственно, чем больше цветов может быть в изображении, тем больше размер файла. Одно и то же изображение может быть закодировано разными кодировками. 

Цветовых кодировок существует довольно много, рассмотрим только типовые:

1-бит (цвет кодируется двумя значениями: 0 или 1. например 0-белый, 1-черный.), как правило черно-белая. То есть для каждой точки на данном рисунке может быть только 2 цвета: черный или белый.

Пример 16-битной картинки

16 kolor - 4 бит. В памяти компьютера выделяется 16 значений для всех цветов. например 0000-белый 1111-черный и т.д Файлы получаются маленькие по сравнению с более "старшими" форматами и вроде бы даже цветные. Но цветов всего-то 16. Для представленной в примере картинки этого катастрафически мало.

Пример растрового изображения в оттенках серого

Grayscaie (8 bit) для каждой точки изображения выделяется 8 бит памяти, то есть 256 значений серого цвета. Для оттенков серого этого вполне достаточно что бы получить качественное черно-белое изображение.

Пример растрового изображения в оттенках серого

Palleted (8 bit) те же 256 цветов выделяются на цветной рисунок. Для человеческого глаза, который различает гораздо больше оттенков это откровенно маловато, на рисунке видно как "рябит" небо над города, да и на увеличении это хорошо заметно.

Пример растрового изображения в оттенках серого

RGB Color (24 bit). Именно в этой цветовой модели строится изображение на Вашем мониторе. Каждый пиксель монитора состоит из трех точек: Red-красная, Green - зеленая и Blue - голубая. Для каждой точки выделяется 256 оттенков, от 0 - точка не горит (0.0.0 кодирует черный цвет, все точки выключены) до 256 - горит с максимальной яркостью (255.255.255 кодирует белый, все три точки горят с максимальной яркостью)

Пример растрового изображения в оттенках серого

CMYK Color (32 bit). Этот формат сделан специально для принтеров. Он кодирует сколько для данной точки изображения "лить" чернил каждого цвета из набора CMYK (С-циан, М-маджента, Y-желтый и К - черный). От 0 - ни капли, до 255 - максимум (иногда эти значения даются в процентах, соответственно 0 = 0%, 255 = 100%). Соответственно когда все цвета 0 - принтер ничего не печатает, остается белый цвет (цвет бумаги). Когда все цвета 255, все дюзы принтера будут лить чернила по максимуму, получится черный. На самом деле черный получится уже когда К (черный) будет равен максимуму 255, когда будут равны все, принтер без специального ПО начнет "лить" много чернил и они начнут растекаться по носителю. Поэтому часто в требованиях к файлу можно увидеть ограничение суммы цветов. Например у нас в требованиях к файлам черный цвет рекомендуется делать смешанный: С-127(50%), М-127(50%), Y-127(50%) K-255(100%), в этом случае черный получается глубокий, но чернила еще не растекаются.

Тут нужно оговориться, что большинство растровых редакторов легко конвертируют изображения из одного формата в другой. Но алгоритмы у всех разные, соответственно результат предугадать сложно. Например данную картинку я "перегнал" из формата RGB в формат CMYK в Кореле, а Ваша видеокарта обратно конвертировала в RGB и видно, что различие между этой и предыдущей картинкой есть. У меня на мониторе нижняя картинка смотрится контрастней и ярче, чем та что над ней. Но так получается не всегда, иногда при конвертации картинка "бледнеет". Поэтому правильнее всего файлы, предназначенные для печати конвертировать в формат CMYK самостоятельно, монитор конечно не точно передаст то, что получится при печати, но результат будет гораздо ближе.

-Размер картинки в пикселях. Современные графические редакторы позволяют без труда менять физический размер файла. Изображение размером с почтовую марку можно одним кликом мыши "натянуть" на биллборд 6х3 метра. Но если размер в пикселях мал, вместо красивой картинки зритель увидит набор точек. Некоторые "продвинутые" пользователи меняют этот размер прямо в графическом редакторе. Тут нужно понимать, что качество изображения от таких манипуляций если и улучшится, то незначительно. 

-Разрешение. Количество пикселей на дюйм. Разрешение по горизонтали и вертикали может быть разным (особенно после неумелых манипуляций). Разрешение 100х200 dpi означает что на каждый дюйм изображения приходится 100 пикселя (точки) по горизонтали и 200 по вертикали. Если изображение скажем увеличить в 10 раз, разрешение получится 10х20 dpi. 

-Физический размер. (не всегда) То есть явно указывается размер изображения. Например: 6х3 метра.

пример растровых точек изображения

Ну и дабы закрепить все вышесказанное вот еще пример картинки в RGB-формате.  Внизу показаны "чистые" цвета, то есть горит только красный R255 G0 B 0, только зеленый и только синий.

Точка 11 по вертикали и 39 по горизонтали кодируется R249 G255 B253, то есть все цвета горят почти на максимуме (максимум 255), она должна быть почти белая, она такая и есть. Точка 18 по вертикали и 49 по горизонтали кодируется R87 G143 B180 и так для каждой точки изображения.

Векторный формат:  Принцип в двух словах: Для каждой линии задается начальная точка, конечная точка возможны промежуточные точки. Об этом, кстати редко задумываются, но некоторые аппараты двигаются по вектору (режут или гравируют) именно от начальной точки по направлению к конечной, как это указано в векторном файле, что позволяет здорово оптимизировать задачи. 

Для векторных форматов присущи следующие характеристики

    • Координаты конечных точек
    • Координаты промежуточных точек.
    • Номер цвета заливки (как правило для замкнутых контуров). Как и в случае с растровыми форматами может отображаться в разной кодировке.
    • Толщина отображаемой линии контура.
    • Номер цвета контура.
    • Порядок расположения (прорисовывания) объектов.

Образец вектора Файл для станка с чпу - один из примеров векторного файла

Алгоритм прописывания треугольника на рисунке:
Точка 1 - координаты 4:17Кривая начинается из точки 1
Точка 2 - координаты 26:17
Точка 3 - координаты 10:2
Кривая замыкается в точке 1

Выше представлен фрагмент файла с G-кодами для этого же самого треугольника (для фрезерного станка). Красным подчернкуты координаты точек как они описываются в файле.

При печати векторного изображения, впрочем как и для вывода на экран оно так или иначе всегда преобразуется в растровый формат.

Нужно отметить, что разные векторные редакторы сильно по разному описывают линии рисунка и при преобразовании из формата в формат информация может теряться, поэтому рекламщики любят когда файлы приходят в тех программах, в которых они работают. Для нас это Corel-Draw 14 версии.

Типичная ошибка: импортировать растровое изображение в векторный редактор. Изображение остается растровым. В CorelDraw это можно увидеть выбрав в верхней строке меню View(просмотр) подпункт Wireframe(каркас).